Экспортерам могут позволить не уходить с упрощенной системы налогообложения при экспортной торговле, а также ослабить валютный контроль, при котором следует предъявлять договоры купли-продажи. Курирующие этот вопрос ведомства должны представить подобные предложения в правительство к осени.
Первый зампред правительства Игорь Шувалов поручил Минфину, Минэкономразвития и Центральному банку разработать ряд предложений по корректировке действующего законодательства, которые простимулируют экспортеров к более активной работе с иностранными покупателями.
Во-первых, речь идет об отказе от нулевой ставки НДС для предпринимателей, работающих с покупателями из других стран.
Так, Минфину совместно с Минэкономразвития до 15 августа следует «представить в правительство предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, обеспечивающих возможность налогоплательщика отказаться от применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 % при экспорте товаров (работ, услуг)», говорится в протоколе совещания у первого зампреда правительства Игоря Шувалова от 3 июня 2016 года.
Сейчас НДС не взимается с тех предпринимателей, кто использует упрощенную систему налогообложения (УСН, годовой лимит по выручке — 79,7 млн рублей). Все остальные платят НДС, а потом возвращают его через суд, таким образом, у них нулевая ставка НДС.
— Это достаточно длительный и громоздкий процесс, требующий большого количества подтверждающих сделку купли-продажи документов,— говорит владелец марки головных уборов Canoe Валерий Туниянц.
Если же у предпринимателей-экспортеров появится возможность отказаться от нулевого НДС, то им не нужно будет доказывать свои права на возврат НДС в суде.
— Конечно, такой механизм значительно облегчает жизнь, — подчеркивает Туниянц.
С подобной идеей об отмене нулевого НДС уже выступала Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Малый бизнес готов наращивать экспорт, но уходить с УСН не намерен, объясняла она в своем майском письме в Минэкономразвития.
Во-вторых, речь идет об ослаблении валютного контроля для продавцов с международными, так называемыми трансграничными, платежами.
«Минфину совместно с Минэкономразвития и с участием Центрального банка Российской Федерации представить предложения по определению перечня сделок, осуществляемых субъектами малого и среднего предпринимательства, по которым агенты валютного контроля не будут требовать документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций»,— следует из поручения Шувалова. Дата исполнения не указана.
Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий уточняет, что, согласно 171-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», все операции между резидентами и нерезидентами страны проверяются банком.
— То есть экспортер обязан предоставлять подтверждающие куплю-продажу документы, при нейтрализации подобной схемы в некоторых случаях международной торговли мера может стать стимулирующей, — говорит он.
Исполнительный директор Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Михаил Яценко говорит, что эта мера не стимулирующая, а фактически разрешающая международные сделки интернет-магазинов.
— При валютном контроле необходимо предъявить паспорт сделки, то есть договор купли-продажи, которого не существует при публичной оферте, — подчеркивает собеседник.
В Минфине и ЦБ вчера не прокомментировали ход работы по этому поручению. В Минэкономразвития уточнили, что оба поручения прорабатываются.
Напомним, в конце 2015 года президент России Владимир Путин дал поручение Минэкономразвития, Минпромторгу, Минсвязи, Минфину и Минвостокразвития до 1 июля 2016 года проработать меры по поддержке российских компаний в сфере электронной торговли, с тем, чтобы отечественные товары могли поставляться во все страны мира. Проект доклада Минэкономразвития уже направило в правительство. Ведомство уточняет, что сконцентрировалось на создании сервиса, который необходим для стимулирования деятельности экспортеров.
Отметим, что в майской презентации министерства, разосланной участникам рынка, Минэкономразвития выделяет несколько основных проблем, которые притормаживают развитие экспортных продаж. Речь идет о неосведомленности при поиске партнеров, рынков сбыта в зарубежных странах, недостатке информации об условиях выхода продукции на зарубежные рынки, малоизвестности российских товаров и сложностях с прохождением таможенных и иных процедур, включая подтверждение нулевой ставки НДС при розничном экспорте и низкой доступности финансирования.
Из предложений по содействию реализации отечественных товаров на международных рынках Минэкономразвития следует, что в России в мае 2016 года около 16 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) вели экспортную деятельность, что составляет 0,28 % от общего числа субъектов МСП. При этом объем экспорта МСП составил 6% от общего объема экспорта. Согласно опросу «Опоры России», готовность осуществлять экспортную деятельность изъявили около 10 % опрошенных субъектов МСП.
Источник: http://izvestia.ru/news/618833#ixzz4CHXEvDj3